Государственно-частное партнерство в ЖКХ
|
|
Мировая практика институционального обеспечения ГЧП (Часть 1)
Международный опыт показывает, что при реализации программ ГЧП правительства большинства стран создают специальный орган для координации действий многочисленных государственных структур, которые участвуют в процессе подготовки проектов и принятия решений по вопросам его реализации. Роль единого государственного органа по вопросам ГЧП заключается также в том, чтобы оказывать методологическую поддержку государственным органам власти на уровне ниже федерального, которые отвечают за реализацию проектов ГЧП на местах. Как показывает практика, в виду сложности межведомственной координации, для успешной реализации программ ГЧП необходима действительная политическая воля центрального правительства. |
|
|
Когда государство — партнер (часть 2)
В Белгородской области реализуется удобная схема государственно-частного партнерства. Там любой работающий житель может получить земельный участок площадью 15 соток под индивидуальное строительство в местной ипотечной корпорации, оплатив лишь услуги по оформлению и регистрации земли. Земельный фонд области составлялся из почти 13 тысяч гектаров пустующих участков на территории муниципальных образований, которые были выкуплены в областную собственность и разбиты на 90 будущих микрорайонов. Чтобы исключить спекуляции с землей, на владельцев участков накладывается своего рода обременение: пока не пройдут пять лет, отпущенные на строительство, и три года жизни в выстроенном доме, продаже недвижимость не подлежит. |
|
Когда государство — партнер (часть 1)
По статистике сегодня более половины населения страны нуждается в улучшении жилищных условий. Решить проблему могло бы масштабное строительство малоэтажного жилья. О том, что будущее за «малоэтажкой», государство говорит уже давно, но лишь недавно стало доказывать это не на словах, а на деле. Чтобы снизить цену квадратного метра загородного дома и сделать такое жилье по карману большему числу граждан, в России запустили модель государственно-частного партнерства. Из затрат на строительство «малоэтажки» в ряде регионов, в том числе и в Красноярском крае, исключают расходы на инженерные сети и инфраструктуру. Эти заботы берет на себя государство. |
|
Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства (Часть 4)
В настоящее время Правительство РФ в качестве приоритетных областей для ГЧП рассматривает:
- развитие производственной и транспортной инфраструктуры;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- здравоохранение и социальные услуги;
- финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации;
- развитие инновационной инфраструктуры... |
|
Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства (Часть 3)
Важное значение имеет определение наиболее приоритетных отраслей для применения ГЧП для каждой страны и региона. Привлечение инвестиций сразу во все отрасли экономики в полном объеме практически невозможно, к тому же существуют те отрасли, которые необходимо инвестировать в первую очередь. Кроме того, отрасли в странах с разным уровнем экономического развития, в которые, по мнению правительства страны, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, существенно различаются. |
|
Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства (Часть 2)
Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции. |
|
Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства (Часть 1)
Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы исследовало зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства и отмечает следующее.
Термин "государственно-частное партнерство" - перевод распространенного в мире понятия public-private partnership. В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора, иногда используется термин "частно-государственное партнерство". Исходя из содержания понятия "государственно-частное партнерство" и современных российских реалий, в России целесообразно применять термин "государственно-частное партнерство", который четко определяет ведущую роль государства. |
|
|
|