Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

Энергоаудит вчера, сегодня, завтра



А.Е. Ерастов, директор, СРО НП «Три Э», г. Санкт-Петербург 
Сегодня мы все чаще слышим такие слова как энергоаудит, энергосбережение, энергоэффективность. В последнее время для одних это стало «модной фишкой», для других прибыльным бизнесом, для третьих ужасной головной болью. Ежемесячно около 1,5 млрд руб. тратится на энергоаудит в стране (цифра озвучена в рамках круглого стола «Проблемы энергетической эффективности в России, который прошел 05.04.2012 в конференц-зале ЦВЗ «Манеж», г. Москва), так что эта процедура на данный момент весьма востребована. Всего около 450 000 организаций должны пройти процедуру обязательного энергетического обследования в срок до 31.12.2012 г., включая бюджетные учреждения, крупных потребителей с годовым потреблением ТЭР более 10 млн руб. в год в денежном эквиваленте, регулируемых организаций и т.д. Все эти требования изложены в хорошо всем нам известном Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Но понятия энергетическое обследование, обязательное энергетическое обследование, энергоаудит появились задолго до вступления в силу 261-ФЗ. В данной статье мы рассмотрим ретроспективу энергетических обследований в нашей стране, требования к энергоаудиторам, а также попытаемся заглянуть в будущее этой деятельности. 
Энергоаудит вчера... Поводом для осмысления значимости энергосбережения послужило развитие международного сотрудничества, в первую очередь с такими зарубежными странами, как Великобритания, Дания, Франция, Германия, Норвегия. Эти государства с периода энергетического кризиса 70-х годов прошлого века накопили достаточно богатый опыт в области энергосбережения и выразили готовность поделиться им. Появились первые международные программы и пилотные проекты, в частности, программа TASIS. Возросшая активность в вопросах энергосбережения потребовала развития нормативно-правовой базы. Начало процессу формирования принципов и механизмов государственной политики в области энергосбережения РФ было положено выходом в свет постановления Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по энергосбережению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» (№ 371 от 01.06.92 г.) и одобрением в этом же году Правительством РФ Концепции энергетической политики России. Принятый 7 мая 1995 г. Указ Президента Российской Федерации № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энерге-тического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» поставил во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и в том же году Постановлением Правительства РФ (№ 1006 от 13.10.1995 г.) были одобрены «Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2010 г.». По сути, именно этими документами было положено начало созданию правовой базы энергосбережения. 2 ноября 1995 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению», в котором федеральным органам исполнительной власти и субъектам Российской Федерации была поручена разработка первоочередных нормативных документов, в частности, по переводу потребителей энергоресурсов на приборный учет потребляемой энергии, введению правил учета газа, электрической и тепловой энергии, совершенствованию государственной статистической отчетности по использованию топливно-энергетических ресурсов и т.д. В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении», а 11 сентября 1997 г. Указом Президента РФ от № 1010 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в Российской Федерации» ответственность за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов возложена на Министерство топлива и энергетики РФ, которое, в свою очередь, делегировало эти полномочия органам Госэнергонадзора, входящим в структуру министерства. Госэнергонадзор имел весьма значительные по численности территориальные отделения по всем субъектам Российской Федерации. Основной его функцией являлись разработка нормативных требований к конкретному оборудованию и технологиям, а также контроль и надзор за их выполнением. Организацию работ по энергетическому обследованию потребителей ТЭР на территории субъектов Российской Федерации осуществляли региональные (территориальные) органы Госэнергонадзора России. Право на проведение энергетических обследований потребителей ТЭР в рамках Федерального закона № 28-ФЗ «Об энергосбережении» предоставлялось: региональным (территориальным) органам Главгосэнергонадзора России; организациям, осуществляющим энергетические обследования (энергоаудиторам). Региональные (территориальные) органы Главгосэнергонадзора России проводили энергетические обследования по планам, утверждаемым Главгосэнергонадзором России, и согласованным с администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации [1]. Какие же требования предъявлялись к энергоаудиторам в то время? Энергоаудитор должен был отвечать следующим требованиям: обладать правами юридического лица; иметь необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение; располагать квалифицированным и аттестованным персоналом; иметь опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности; иметь лицензию Минтопэнерго России на право проведения энергетических обследований, выдаваемую в порядке, установленном Методическими указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) в области энергетики (РД 34 38.128-95); иметь аккредитацию в региональном (территориальном) органе Главгосэнергонадзора России. [1] Как мы видим, во время действия Федерального закона № 28-ФЗ, энергоаудитом занимались как представители Госэнергонадзора, так и сторонние частные энергоаудиторские организации, к которым предъявлялись весьма жесткие требования. Как мы можем заметить, в то время деятельность в области энергоаудита подлежала лицензированию. Кроме Госэнергонадзора свои более жесткие требования по аккредитации энергоаудиторов предъявляли естественные монополии: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», АК «Транснефть» и др. (всего было более 20 таких организаций и структур ТЭК). Так, например, в рамках положения по проведению энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России» РД 153-34.0-09.162-00, энергоаудиторы должны были: 
а) обладать правами юридического лица; 
б) иметь лицензию (разрешение) Минтопэнерго России на право проведения энергетических обследований, выдаваемую в установленном порядке; кроме того, иметь соответствующие лицензии на право проведения работ, выполняемых в период энергетического обследования (испытаний оборудования и систем, диагностирования технического состояния, расчетов технико-экономических показателей и др.), определяемых соответствующими типовыми программами проведения энергетических обследований организаций РАО «ЕЭС России» и подлежащих лицензированию в соответствующих государственных органах; 
в) иметь аккредитацию в региональном (территориальном) органе Госэнергонадзора России; энергоаудиторам, не прошедшим в соответствии с [2] аккредитацию в региональном (территориальном) органе Госэнергонадзора России на момент получения от организации РАО «ЕЭС России» заявки на проведение энергетического обследования, разрешается проходить аккредитацию в региональном (территориальном) органе Госэнергонадзора России после обращения организации РАО «ЕЭС России»; 
г) иметь аккредитацию при РАО "ЕЭС России" в качестве энергоаудитора энергообъектов организаций РАО «ЕЭС России», при этом область аккредитации при РАО «ЕЭС России» должна соответствовать типу обследуемого энергообъекта (виду оборудования - для локального энергетического обследования) с учетом требований раздела 4 настоящего Положения; 
д) иметь опыт выполнения работ в области деятельности, соответствующей области аккредитации при РАО «ЕЭС России»: проведение обследований энергетического оборудования и систем; проведение испытаний и диагностики технического состояния энергетического оборудования и (или) систем; определение нормативных и фактических показателей энергетической эффективности (топливоиспользования, расходов и потерь энергии и ресурсов) на объектах электро- и теплоэнергетики; проведение технико-экономических расчетов эффективности применения энергетического оборудования, реконструкции объектов энергетики, мероприятий по повышению надежности; оценка экологических последствий рекомендуемых мероприятий; оценка разрабатываемых технических решений (мероприятий) в части соблюдения требований действующих нормативно-технических документов, определяющих уровень надежности, безопасности технологических процессов и энергоснабжения, охраны труда, показателей качества энергии и теплоносителей при их отпуске потребителям (абонентам), а также договорных обязательств с потребителями вырабатываемой энергии, с поставщиками первичных энергоресурсов (топлива) и покупной энергии; 
е) располагать квалифицированным и аттестованным персоналом: имеющим стаж работы на предприятиях энергетики (эксплуатирующих, научно-исследовательских, проектных, наладочных и т.п.) не менее 5 лет; имеющим удостоверения о сдаче экзаменов на знание ПТЭ электрических станций и сетей, ПТБ, ПУЭ и других НТД; обладающим (при необходимости) соответствующими допусками к сведениям и информации, составляющим коммерческую или государственную тайну; 
ж) иметь необходимое методическое, инструментальное, приборное обеспечение: располагать действующими методиками, инструкциями и другими нормативно-техническими документами, регламентирующими выполнение работ, необходимых при проведении энергетических обследований и определяемых соответствующими типовыми программами проведения обследований энергообъектов организаций РАО "ЕЭС России; обладать необходимыми приборами с не просроченными отметками о госповерке, методиками выполнения измерений, аттестованными в установленном порядке. Применяемые приборы, методы и точность измерений должны соответствовать требованиям, определяемым нормативными документами в соответствии с типовыми программами проведения обследований энергообъектов организаций РАО «ЕЭС России». [2]. Обязательным энергетическим обследованиям в рамках Федерального закона № 28-ФЗ «Об энергосбережении» подлежали организации, в которых суммарное потребление ТЭР или каждого из их видов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива в год. [1] 6000 т у.т. в переводе в натуральные показатели составляет: 5263 тыс. м3 природного газа; 4379 тонн топочного мазута; 40377 Гкал тепловой энергии; 17416 тыс. кВтч электроэнергии. Как мы видим, обязательному энергоаудиту подлежали крупные потребители топливно-энергетических ресурсов. Периодичность проведения обязательных энергетических обследований потребителей ТЭР составляла не реже одного раза в три года. Энергетические обследования организаций, годовое потребление ТЭР которых составляло менее 6 тыс. тонн условного топлива или менее 1 тыс. тонн моторного топлива, проводились по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [1]. В 2001 г. лицензирование деятельности в области проведения энергетических обследований, как и многих других, было упразднено. Таким документом стала аккредитация энергоаудитора при «Министерстве топлива и энергетики РФ». Аккредитация выдавалась «Департаментом Государственного энергетического надзора» Минтопэнерго, либо его территориальными Управлениями. В 2004 г. в процессе административной реформы системы государственной власти РФ функции надзора за эффективным использованием энергоресурсов были признаны избыточными, как ограничивающие свободу предпринимательской деятельности. В этом же году Госэнергонадзор и Минтопэнерго прекратили свое существование. А с 2005 г., документом, подтверждающим соответствие организации специальным требованиям для проведения работ по энергоаудиту, является Свидетельство Минпромэнерго о включении компании в Реестр организаций, допущенных к выполнению работ по энергетическим обследованиям. В рамках Приказа Минпромэнерго РФ № 141 от 4 июля 2006 г. «Об утверждении Рекомендаций по проведению энергетических обследований (энергоаудита)» общую координацию работ по проведению энергетических обследований (энергоаудита) потребителей ТЭР, под которыми в настоящих Рекомендациях понимаются юридическое лицо, независимо от форм собственности, или индивидуальный предприниматель, использующие ТЭР для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды, осуществляет Минпромэнерго России. Энергетические обследования (энергоаудит) и обоснование значений нормативов проводятся в соответствии с требованиями системы добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов (далее - РИЭР), зарегистрированной Ростехрегулированием (регистрационный № РОСС RU.M237.04ИРОО от 11.07.2005). Энергетические обследования (энергоаудит) проводятся организациями, внесенными в Реестр энергоаудиторских фирм, допущенных к проведению энергетических обследований, имеющими необходимое инструментальное, приборное и методологическое оснащение и опыт выполнения работ в соответствующей области деятельности, располагающими квалифицированным и аттестованным персоналом, а также независимыми в организационном и финансовом отношении от организаций, в которых проводится энергетическое обследование (далее - энергоаудиторы). [3] Энергетический паспорт по результатам энергетического обследования разрабатывался в соответствии с ГОСТ Р 51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов». 
Энергетический паспорт состоит из следующих разделов: 
  1. Общие сведения о потребителе ТЭР. 
  2. Сведения о потреблении ТЭР, включая: общее потребление энергоносителей; потребление электроэнергии; потребление тепловой энергии; потребление котельно-печного топлива; потребление моторного топлива. 
  3. Сведения об эффективности использования ТЭР. 
  4. Мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования ТЭР. 
  5. Заключительный раздел энергетического паспорта потребителя ТЭР, который включает: 
  • перечень зафиксированных при обследовании потребителя фактов непроизводительных расходов ТЭР с указанием их величины в стоимостном и натуральном выражении; 
  • предлагаемые направления повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости; 
  • количественную оценку снижения непроизводительных расходов ТЭР при внедрении энергосберегающих мероприятий. 
Энергоаудит сегодня... В 2008 г. вышел Указ Президента РФ от 04.06.2008г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Второе, более активное «дыхание» вопрос повышения энергетической эффективности получил в Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 г. Данное направление получило свое развитие и окончательное закрепление в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». После выхода Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ в течение двух последних лет внесено большое количество поправок в действующие законодательные акты, а также принято около сорока документов по вопросам энергосбережения. Кардинально поменялось и регулирование деятельности в области энергетических обследований, в том числе и требования к энергоаудиторам, и требования по обязательному энергетическому обследованию. [7] В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются (ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ): 1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; 2) определение показателей энергетической эффективности; 3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Федеральный закон «О саморегулируемых организациях») (ст. 15 п.4 Федерального закона № 261-ФЗ). В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 261-ФЗ в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, соответствующие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом саморегулируемой организацией в области энергетического обследования. Квалификационным требованием для приема в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования является требование к индивидуальному предпринимателю и (или) к лицу, заключившему с ним трудовой или гражданско-правовой договор, к работникам юридического лица, а равно и к физическому лицу - субъекту профессиональной деятельности, о наличии знаний в области деятельности по проведению энергетических обследований в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области деятельности по проведению энергетических обследований. 
Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать: 
1) юридическое лицо при условии наличия не менее чем четырех работников, заключивших с ним трудовой договор и получивших знания в указанной области; 
2) индивидуальный предприниматель при условии наличия у него знаний в указанной области и (или) наличия знаний в указанной области не менее чем у одного физического лица, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор; 
3) физическое лицо при условии наличия у него знаний в указанной области. 
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц: 
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования; 
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; 
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Вышеуказанные лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию: 1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении; 3) о показателях энергетической эффективности; 4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов); 5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении; 6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, регламентированы Приказом Минэнерго России от 19.04.2010 № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования». 
Энергоаудит завтра... Однако что нас ждет в будущем в отношении регулирования деятельности в области энергетических обследований (далее - ЭО)? Об этом можно поразмыслить, изучив проект Федерального закона № 104515-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования в области проведения энергетических обследований (Законопроект № 104515-6). Планируется, что Министерство энергетики утвердит минимальные требования к порядку проведения ЭО, к программе энергосбережения, разрабатываемой по результатам энергетического обследования, к отчету о проведении энергетического обследования, к порядку проверки качества проведения энергетического обследования саморегулируемой организацией в области энергетического обследования. Будет введено требование обязательного составления отчета о проведении ЭО (требования утверждаются Министерством энергетики). На основании отчета будет составляться энергопаспорт. Будет установлена обязательность проверки в СРО энергопаспорта на основании данных отчета и его соответствие федеральным требованиям. Также планируется установить обязательность энергетических обследований для организаций, ответственных за содержание многоквартирных домов с проведением экспресс-обследования многоквартирных домов. Энергетические паспорта на основании проектной документации будут составляться в соответствии с градостроительным законодательством лицами, имеющими право на выполнение работ по подготовке проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям. Планируется также облегчить жизнь лицам, которые не имеют на балансе зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, и не используют энергетические ресурсы по договорам купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, либо совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии не превышают пятьсот тысяч рублей за календарный год. Такие лица вправе будут вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Изменения коснутся и деятельности саморегулируемых организаций. Размер компенсационного фонда планируется повысить до минимальной отметки в 2 млн руб. (на данный момент в рамках 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» минимальный размер компенсационного фонда составляет 75 тыс. руб. (25*3 тыс. руб.)). Физ. лица без статуса ИП не смогут быть членами СРО (на данный момент 261-ФЗ позволяет получить статус СРО при условии объединения в составе 25 юридических лиц или ИП, либо 40 физических лиц). Планируется также установить солидарную ответственность СРО перед Заказчиком за результат энергетического обследования, установить административную ответственность за нарушение федеральных требований к ЭО (на данный момент отсутствуют механизмы привлечения СРО к ответственности за действия ее членов). Планируется ввести конкретные требования к энергоаудиторам. Энергоаудитор - физическое лицо, сведения о котором внесены в государственный реестр энергоаудиторов (который будет вести Министерство Энергетики РФ), получившее квалификационный аттестат энергоаудитора (квалификационные категории будут утверждаться Министерством Энергетики РФ). Аттестат планируют выдавать по результатам сдачи квалификационного экзамена. Для допуска к экзамену необходимы: высшее профильное образование, опыт работы по специальности не менее трех лет, дополнительное образование в сфере ЭО. 
Как мы видим, энергетическое обследование в Российской Федерации как предмет профессиональной деятельности существует достаточно давно. За это время наработана обширная как нормативная, так и методическая база, которая позволяет ответить на многие вопросы, с которыми сейчас сталкиваются современные энергоаудиторы. Большой вклад в развитие энергосбережения и энергоаудита в РФ внесла служба Госэнергонадзора, которой была разработана обширная база методических рекомендаций по вопросам проведения энергетических обследований, про которую, к сожалению, многие забыли. Менялись и подходы регулирования деятельности по энергетическим обследованиям - от лицензирования к саморегулированию. Этот процесс изменений не останавливается и сейчас. Нормативно-правовая база постоянно меняется, меняется и принципы работы энергоаудиторов. Конечно, на данный момент существует много спорных нерешенных вопросов, но процесс не стоит на месте. Мы развиваемся. В том числе в профессиональном смысле. И хочется надеяться, что в скором будущем эта профессия станет одной из самых престижных, а слово «энергоаудитор» станет синонимом высокого профессионализма!
 Комментарий специалиста 1 категории Департамента по технической экспертизе и энергоаудиту ООО "ЛЕКС-Консалтинг" Вахрушева Александра Михайловича:
Описываемые в статье положения позволяют сформировать картину прошлого и настоящего энергетических обследований, что дает возможность неискушенному в данной области читателю получить представление о такой не простой, а по ряду положений спорной области деятельности как энергоаудит. Статья непосредственно раскрывает сущность основных критериев, законов и правовых актов регламентирующих порядок действий при оказании данного вида услуг. Наиболее интересным конечно представляется вопрос перспектив развития энергоаудита в нашей стране. Безусловно основной задачей представляется повышение уровня профессионализма и ответственности энергоаудиторов за конечный результат работ, что приведет к изменению общей тенденции и формированию рынка высокопрофессиональных услуг. В конечном итоге результатом работ и основной ценностью для заказчика энергоаудита как услуги, должен являться не паспорт как факт исполнения требований законодательства, а выраженные в отчете оценка сложившейся ситуации и руководство к действию по достижению заданных показателей энергетической эффективности. Инструмент комплексного управления энергопотреблением. С этой позиции рационально во главу угла ставить составление отчета (соответствующего требованиям Министерства энергетики) на основании которого формируется энергетический паспорт. Это будет являться не только верным шагом к повышению качества проводимых работ, но и позволит заказчику увидеть наглядную картину фактического состояния потребления ТЭР, теплотехнических характеристик зданий, строений, сооружений, состояния инженерных систем и т.д., поскольку в отчете отображается более детальная информация, дается поэлементное описание системы, в то время как паспорт представляет собой лишь формализованный документ, «реперная точка энергопотребления» организации заданная для оценки последующих изменений.


Вернуться к разделу статей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ