Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

lex@g-k-h.ru  Skype: lexconsalting

 

Законопроект о запрете (реорганизации) муниципальных унитарных предприятий

1 Октября 2018

Законопроект «о запрете муниципальных унитарных предприятий», подготовленный ФАС, прошел концессию по законопроектной деятельности Правительства РФ и теперь будет как правительственный вноситься в Думу.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» подготовлен ФАС России в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы (утверждён Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции») и решениями по итогам заседания Правительства России 30 августа 2018 года.

Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией. Значительное число таких предприятий работают в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, где применим механизм концессии (концессия в ЖКХ), а также в сферах управления жилым фондом, торговли и оказания услуг.

При этом ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

Участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности, за исключением случаев, когда:

- создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России;

- учредителями унитарного предприятия являются федеральные органы исполнительной власти, исполняющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности государства, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством России, для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

- унитарные предприятия работают в сферах естественных монополий;

- унитарные предприятия работают в сфере государственного оборонного заказа в качестве головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и (или) исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если создание такого предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России;

- унитарные предприятия осуществляют деятельность, предусмотренную федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий.

В целях реализации предлагаемого запрета предусматривается наделить ФАС России полномочиями по выдаче заключений о соответствии создания унитарного предприятия или изменения им видов деятельности антимонопольному законодательству.

Соответствующие изменения предлагается внести в федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, если унитарное предприятие создано в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий, будут подлежать ликвидации или реорганизации (МУП) по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года. В случае непринятия либо неисполнения такого решения – ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Комментарий исполнительного директора ООО «ЛЕКС-Консалтинг» Сандаловой Наталья Васильевны:

«Вопрос ликвидации (реорганизации) МУП давно обсуждается в обществе и имеет достаточно широкую поддержку. На сегодняшний день в сфере ЖКХ последовательно создаются условия для занятия этой сферы частным бизнесом, и соответственно необходимость в МУПах, которые долгое время служили палочкой-выручалочкой для органов местного самоуправления при организации обеспечения населения коммунальными услугами, постепенно снижается. Применение концессии в ЖКХ позволяет заменить муниципальное предприятие в том случае, когда инвестор заинтересован во вложениях в эту сферу. Однако в небольших поселениях, где вложенные инвестиции вряд ли когда-нибудь смогут окупить себя, а бюджет не в состоянии принимать участие в софинансировании таких проектов с учетом необходимости обеспечивать хотя бы минимальную прибыльность инвестиций, МУПы спасают ситуацию, обеспечивая функционирование отрасли ЖКХ. Надеюсь, законодатель оставит муниципальным образованиям, находящимся в сложной ситуации, возможность для использования такой формы хозяйствования как МУП, поскольку это их изначальная функция – работать в социально значимых отраслях с низким (или отсутствующим уровнем) рентабельности.»


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ