Лекс Консалтинг

8 (3452) 403-434

gkh.lex@gmail.com  Skype: kg_lex

 

О тенденциях тарифного регулирования в сфере теплоснабжения

22 Сентября 2014

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 г. м на плановый период 2015-2016 гг. ожидалось, что в сфере теплоснабжения в 2014 году будут внесены изменения в законодательные акты с целью введения нового метода тарифного регулирования - метода «альтернативной котельной».

Этот метод предполагает установление тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, по цене не выше стоимости владения (содержания и амортизации инвестиций) локальной котельной. При этом планируется, что единая теплоснабжающая организация будет наделена правом оптимизировать систему теплоснабжения в целом с учетом взаимодействия с объектами теплового хозяйства различных собственников. Также ожидалось, что будет предусмотрена возможность продажи тепловой энергии промышленным потребителям по цене ниже установленной органами регулирования.

В настоящей публикации мы не даем оценку эффективности, а разъясняем суть метода «альтернативной котельной» расчета тарифа на тепловую энергию. Обращаем Ваше внимание, что ответ дан экспертами направления «Финансово-инвестиционный консалтинг в ЖКХ и Энергетике» по состоянию нормативно-правовой базы на 19.09.2014:

«Первоначально сроки, порядок и первые шаги по внедрению нового метода тарифного регулирования в теплоснабжении – метода «альтернативной котельной» содержались в проекте дорожной карты Минэнерго РФ «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», презентованной на заседании Комиссии Российского Союза промышленников и предпринимателей по жилищно-коммунальному хозяйству. На момент подготовки экспертами материала – документ не утвержден.

В частности в соответствии с проектом дорожной карты Минэнерго РФ предлагалось введение новой модели рынка тепловой энергии, которая, по оценке Министерства, позволила бы:

  • привлечь инвестиции в отрасль;
  • стимулировать развитие эффективных источников тепловой энергии, энергосбережение в теплоснабжении.

Основная задумка разработчиков заключается в том, что:

  • функции ЕТО (единых теплоснабжающих организаций) будут существенно расширены, в частности, ЕТО смогут, по результатам оценки эффективности работы источников теплоснабжения в системе, инициировать переход на локальные источники теплоснабжения;
  • система тарифообразования в сфере теплоснабжения будет в период до 2020 г. переведена на метод «альтернативной котельной».

В частности, предполагалось, что:

До конца 2014 года будут определены технико-экономические параметры "альтернативной котельной", независимый эксперт, ответственный за расчет величины тарифа на тепловую энергию методом «альтернативная котельная, будет выполнен предварительный расчет цены энергии «альтернативной котельной»

До 01.07.2015 Правительством Российской Федерации будут утверждены:

  • технико-экономические параметры «альтернативной котельно»;
  • правила определения (формулы расчета, индексации) и порядка применения цены «альтернативной котельной», критерии ее дифференциации (по субъектам Российской Федерации, по видам топлива и т.п.)

До 01.01.2016 планировалось, что будет подготовлен порядок перехода на свободное ценообразование в теплоснабжении с ограничением цены на тепловую энергию тарифом методом «альтернативной котельной». Предполагалось, что переход будет осуществляться с 01.01.2016 по 31.12.2020.

Кроме того дорожной картой Минэнерго РФ предлагалась:

  • отмена ценового регулирования теплосетевых организаций с возможностью определения референтных расценок на услуги по передаче тепловой энергии;
  • отмена платы за подключение к централизованной системе теплоснабжения (за исключением случаев реализации крупных инвестиционных проектов, соответствующих критериям, определенным Правительством РФ).

По результатам согласительных процедур, в том числе с основным регулятором – ФСТ России:

  • переходный этап продлен до 31.12.2022;
  • метод «альтернативной котельной» будет еще одним методом тарифного регулирования, методы экономически обоснованных расходов, долгосрочной индексации, сравнения аналогов и RAB-метод сохранят возможность применения;
  • сроки перехода на метод «альтернативной котельной» в пределах переходного этапа будут определять органы местного самоуправления. Кроме того муниципалитеты согласовывают какой из методов тарифного регулирования в теплоснабжении будет применяться в переходный период;

Метод «альтернативной котельной» предполагает, что на основании утвержденных Правительством РФ технико-экономических параметров котельной будет произведен расчет стоимости строительства и эксплуатации котельной. Затем приведенный расчет будет дифференцирован по утвержденным критериям. Среди опубликованных в открытых источниках критериев: региональные климатические и сейсмические особенности территории, виды топлива.

В рамках предварительных расчетов был произведен расчет стоимости строительства и эксплуатации локальной котельной мощностью 10 Гкал/час для нового жилого квартала с необходимой инфраструктурой. Дифференциация по видам используемого топлива – газ, уголь, мазут и по региональным климатическим и сейсмическим особенностям. Уровень потерь тепловой энергии – 12%. По результатам расчета стоимость тепловой энергии «альтернативной котельной» составляет от 1300 до 2600 руб./Гкал без НДС.

Учитывая, что цена тепловой энергии, производимой котельными и ТЭЦ, будет, по сути, уравнена, многие ожидают, что при когенерации введение метода «альтернативной котельной» приведет к тому, что теплоснабжение будет субсидировать производство электрической энергии. Основной поток инвестиций будет направлен именно крупным производителям тепловой энергии в городах и доступных развитых муниципальных образованиях. Соответственно ожидается, что тарифы на тепловую энергию существенно возрастут.

Что касается самой методики расчета методом «альтернативной котельной», то эксперты ООО «ЛЕКС-Консалтинг», по результатам более, чем 10-летнего опыта работы в отрасли, отмечают достаточно широкий круг факторов, влияющих на стоимость производства тепловой энергии, которые достаточно непросто учесть при расчете усредненной предельной цены, в частности это:

  • стоимость энергоносителей;
  • транспортная развитость района, которая обуславливает доставку топлива, персонала, материалов до источника тепловой энергии;
  • техническое состояние действующей системы теплоснабжения, в т.ч. состояние сетей и связанные с этим расходы на ремонты, ликвидацию аварий, энергоемкость и уровень потерь ресурса в системе;
  • перспективы развития рынка тепловой энергии в конкретном муниципальном образовании, прогноз новых подключений или наоборот тенденцию снижения потребления тепловой энергии;
  • кредитоспособность и условия кредитования теплоснабжающей организации (ТСО);
  • уровень задолженности как самой ТСО перед поставщиками и подрядчиками, так и платежеспособность потребителей тепловой энергии и возникающие в связи с этим риски…»

Узнать подробнее о новациях тарифного регулирования в теплоснабжении Вы можете у Александры Ивановой, контактные данные (3452) 452-252, e-mail: gkh.lex@gmail.com.

См. подробнее об услугах по расчету тарифов в регулируемом секторе экономики


Вернуться к списку новостей

Расчет нормативной численности персонала: для организаций ЖКХ, энергетики, бюджетных учреждений

Инвестиционные программы в сфере ЖКХ